Как подготовить техническое задание для разработки сайта?

Техническое задание, или коротко ТЗ – это документ, в котором прописаны все требования со стороны заказчика по созданию сайта. Чем больше информации написано в требованиях, тем больше шансов, что исполнитель сделает работу так как Вам было нужно.

Зачем нужно готовить техническое задание для сайта?

Главная задача технического задания – обеспечить одинаковое понимание исполнителя и заказчика, каким должен быть разрабатываемый сайт. Требования должны быть максимально подробны и по возможности исключить домыслы и двоякие трактования со стороны разработчика. То, что заказчик размыто указал в ТЗ, исполнитель делает на свое усмотрение. Как показывает практика, видение обоих сторон кардинально отличается. Техническое задание в сфере создания сайтов играет часто является приложением к договору. Оно не должно допускать разночтений, чтобы добиться максимального взаимопонимания. В случае отклонения от ТЗ, клиент имеет полное право указать на недочеты и потребовать исправить их в соответствии с требованиями. Польза от технического задания для каждой стороны своя.
Для клиента:

  • Понять, каким будет готовый сайт. Какие его элементы наиболее важны и как они должны быть реализованы.
  • Подстраховка от недобросовестности разработчика. Если результат не соответствует ТЗ, то можно принудить исполнителя исправить несовпадения. Если сотрудничество официальное, то добиться справедливости можно через суд.
  • Легкая замена исполнителей. Если первый исполнитель не устроил клиента, то доделывать работу практически никто не хочет. При наличии грамотно расписанных требований, разработчики найдутся гораздо быстрее.
  • Заранее узнать приблизительную стоимость и сроки выполнения.

Для исполнителя:

  • Понять, чего от него ждет заказчик. Если клиент не прописал некоторые моменты в требованиях, значит, исполнитель должен выполнить их «на свой вкус». Мнения обоих сторон из-за плохо прописанного ТЗ могут не сойтись, поэтому возникают разногласия, конфликтные ситуации.
  • Страховка от непостоянства заказчика. Некоторые клиенты желают поменять сайт полностью после того, как он практически готов. Если обе стороны согласовали и подписали ТЗ, то суд будет на стороне исполнителя.
  • Ускорить процесс выполнения задания. Грамотно прописанные требования облегчают работу исполнителя, поэтому сайт будет готов в несколько раз быстрее.

Техническое задание должно быть в любом случае, даже если требуется сделать простой лендинг. 

Бриф студии – это не ТЗ!

Бриф и требования заказчика – это два совершенно разных понятия.Требования заказчика – это строгий и официальный документ, в котором четко прописаны все условия и пожелания заказчика к сайту. ТЗ состоит из нескольких десятков страниц, где подробно описана структура сайта, его дизайн, шрифты, цветовая гамма и так далее.Бриф – это документ на одну-две страницы, где кратко расписаны предпочтения заказчика. Там прописаны только основные требования в свободной форме изложения, то есть разработку всех нюансов доверяют исполнителю. Бриф не может считаться ТЗ, потому что:

  • содержит большое количество пожеланий и приблизительной информации;
  • мало конкретики;
  • свободная форма подачи.

Бриф отражает общее видение заказчика на цели создания проекта, его рамки и  функциональность. Техническое задание официальный документ, который основывается на брифе и комментариях исполнителя. И содержит подробное описание методов достижения целей описанных в брифе в виде функциональных требований.

Что нужно учесть в техническом задании

Техническое задание на первоначальных этапах сотрудничества будет редактироваться обеими сторонами – это норма рабочего процесса. Как правило, ТЗ прописывается исполнителем, но наброски обязан предоставить заказчик. В техническом задании для разработки сайта рекомендуется выделить следующие разделы:

 Какие цели у сайта

При составлении технического задания необходимо прописать эксплуатационное значение, то есть цели сайта.Эксплуатационное значение – это та выгода, которую должен принести предполагаемый сайт. Не стоит писать, что главная цель сайта – заработок денег, необходимо расписать этот пункт. Например, для интернет-магазина – продажа товаров, для сайта со скидками – свести клиента и продавца, для сайта-лица компании – стать более известными для публики.

Требования к дизайну

Придумать объективные критерии оценивания дизайна сложно, но можно договориться с исполнителем о приблизительных требованиях к дизайну.Лучше всего прописать основную цветовую гамму: цвет фона, базовые оттенки. Если исполнитель имеет собственный брендбук – укажите предпочтительные шрифты. Не стоит упоминать «красивый, стильный и современный дизайн», потому что данные понятия очень размыты и могут быть поняты двояко.

Требования к адаптивности

Заказчики часто забывают про эту группу требований. Существует различные типы браузеров, а еще различаются разрешения у мониторов. Как будет выглядеть мобильная версия сайта, а версия для планшета? Все эти вопросы обязательно должны быть отражены в ТЗ. Самое простое решение — перечислить все современные браузеры и наиболее популярные разрешения экранов десктопных компьютеров и мобильных устройств. В независимости от типа экрана и устройства — сайт должен быть полнофункциональным и выглядеть презентабельно.

Требования к быстродействию

В требованиях необходимо указать скорость загрузки сайта, устойчивость к нагрузкам, уровень защиты от взлома. Скорость загрузки сайта влияет не только на загрузку самой веб-страницы, но и различных вкладок и переходов. Устойчивость к нагрузкам также необходимо планировать заранее. Сайт, который может выдерживать высокие нагрузки, требует написания дополнительных кодов.Защиту от сайта также необходимо учитывать, потому что от атаки хакеров никто не застрахован.

Требования к функциональным возможностям

Функциональные возможности – это те методы, которыми необходимо достигнуть целей, поставленных выше. Для интернет-магазина – это список товаров (каталог), корзина, процесс заказа и оплаты, информация об отправке, доставке и возврате товаров.Этому пункту в ТЗ важно уделить особое внимание, потому что от функциональных возможностей зависят практически все аспекты работы сайта.

Сценарии использования

Если сайт будет нестандартный, то важно как можно более подробно расписывать сценарии использования сайта. Это необходимо для того, чтобы клиент и исполнитель поняли друг друга, и результат получился удовлетворительным.Например, сценарий использования сайта для интернет-магазина может быть в следующем формате:

  • Покупатель нажимает на кнопку «Оформить заказ».
  • Автоматически открывается форма заявки.
  • Пользователь сайта вводит свои контактные данные.
  • При нажатии кнопки «Ок», сайт автоматически отправляет данные клиента менеджеру на электронную почту.

Прототипы страницы

Очень полезно разработать прототипы интерфейсов будущего сайта, для этого не требуется специальных навыков. Будет достаточно, если заказчик на листе бумаги в клеточку нарисует примеры расположения блоков на страницах будущего сайта. Таким же образом можно нарисовать формы для сервисов сайта или калькуляторов, особенно если они предполагают сложное взаимодействие с пользователем. На основании таких рисунков разработки сможет сделать прототипы страниц в специальном программном обеспечении например Axure PR, Sketch APP или Figma. Когда есть наглядное представление интерфейса хотя бы в виде черно-белой картинки, заказчику и исполнителю будет проще правильно понимать друг друга. 

Пример набора прототипов для ТЗ на разработку небольшого сайта
Пример набора прототипов для ТЗ на разработку небольшого сайта

Разработка ТЗ совместными усилиями

Если сайт подразумевает сложную функциональность, то рекомендуется разрабатывать ТЗ совместно с будущим исполнителем. Часто бывает, что полет фантазии заказчика приведет к избыточной функциональности, а стоимость разработки такого проекта будет существенно превышать выделенный бюджет. Опытный разработчик сможет предложить более простые и эффективные решения. 

Кто может помочь разработать ТЗ

Разработка ТЗ – это сложное занятие, особенно если заказчик не знает, чего он хочет. Помочь в разработке требований могут аналитики. Данные специалисты переведут требования проекта на язык разработчика, прислушаются к пожеланиям заказчика и в результате получится большой документ с прописанными требованиями.Бизнес-аналитики общаются с заказчиком, составляют описания бизнес-процессов.Системные аналитики составляют ТЗ на целую систему, основываясь на описании бизнес-процессов, описывает те функции, которые должны присутствовать на сайте.Аналитик требований детализирует требования, оформляет детальную спецификацию для исполнителя.Все эти функции может выполнять один человек. Подобный специалист минимизирует риски недопонимания между заказчиком и разработчиком. Если сайт подразумевает сложную функциональность, то рекомендуется разрабатывать ТЗ совместно с будущим исполнителем. Часто бывает, что полет фантазии заказчика приведет к избыточной функциональности, а стоимость разработки такого проекта будет существенно превышать выделенный бюджет. Опытный разработчик сможет предложить более простые и эффективные решения. 

Заложите итеративный подход к разработке сайта на уровне ТЗ

Итеративный подход к разработке – это метод, при котором процесс создания сайта осуществляется небольшими этапами, в ходе которых анализируются предыдущие результаты, вносятся поправки и новые требования.При итеративном подходе к разработке проект разбит на небольшие части, каждая из которых является миниатюрой проекта, но в каждой из них делается упор только на определенную часть. Бюджет и сроки реализации проекта обычно устанавливаются в ходе работы.Преимущества итеративного подхода.

  • Снижение уровня рисков. Имеется возможность устранить недоработки, усовершенствовать требования после запуска пробной части проекта.
  • Оперативная обратная связь. Имеется возможность создать продукт, основываясь на реальных потребностях целевой аудитории.
  • Быстрый выпуск. Имеется возможность ввести продукт на рынок гораздо раньше.

Недостатки данного подхода.

  • Дополнительные траты. Постоянно меняющиеся требования будут нуждаться в дополнительных ресурсах, за которые придется доплатить.
  • Нет фиксированных сроков выполнения проекта и бюджета.

Самые распространенные ошибки в ТЗ на сайт

При написании ТЗ следует избегать некоторых моментов, чтобы требования были составлены максимально четко и понятно.

  • Нет временных рамок. В техническом задании важно указать сроки выполнения проекта, иначе они могут затянуться на долгие месяцы. Пункт о дедлайне проекта следует включить в шапку бланка или отдельным пунктом. При срочном заказе можно установить сроки выполнения к каждому пункту сайта.
  • Данные доступа. Обычно на исполнителя ложится такая задача, как регистрация хостинга и доменного имени. Важно помнить, что эти данные – это персональная информация заказчика. В ТЗ необходимо разграничить уровень доступа разработчика в инфраструктуру заказчика, а так же прописать ответственность за возможные сбои в работе систем заказчика вызванные ошибочными действиями исполнителя.
  • Наглядность. Если клиент четко представляет, чего он хочет, то лучше приложить к ТЗ картинки или адреса сайтов с необходимым дизайном. Понятия «абстракция», «стильный», «красивый» — объективные, важно четко формулировать свою мысль и по возможности визуализировать её.
  • Перекладывать все ответственность по созданию ТЗ на разработчика. Если в техническом задании не прописаны условия, это означает, что они будут выполнены на усмотрение исполнителя. Как показывает практика, видение клиента и разработчика часто не совпадает. Именно поэтому не стоит перекладывать всю ответственность на исполнителя, важно прописывать требования максимально точно и подробно.

Выводы и общие рекомендации

ТЗ для каждого сайта будет отличаться от другого, поэтому готового идеального шаблона попросту не существует. Все варианты, которые мне встречались на просторах сети грешили очень высоким уровнем абстракции. Важно учитывать направленность сайта (страницы), ее цели, задачи и многое другое, о чем было сказано выше. В целом, все требования должны содержать следующие пункты.Данные о компании, целевой аудитории.

  • Цели и задачи сайта.
  • Термины.
  • Требования к работе сайта.
  • Требования к хостингу.
  • Структура каждой страницы, описанная подробно.
  • Наглядные пособия для каждой страницы.
  • Сценарии использования нестандартных функций сайта.
  • Перечень контента.
  • Требования к дизайну.

Главное, следует помнить, что чем сложнее проект, тем подробнее должны быть описаны требования.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Дмитрий/ автор статьи
Добавить комментарий

BAFL